14 июня прошло заседание в Общественно-консультативном совете МАРТ

В настоящее время антимонопольные требования, направленные на защиту конкуренции в области торговли, предусмотрены в Законе Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и в главе 4 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

Как показывает правоприменительная практика, установленных на законодательном уровне мер для обеспечения конкуренции в секторе розничной торговли продовольственными товарами в настоящее время уже не достаточно, поскольку субъект торговли, доля которого в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров превысила значение 20 процентов в границах одной или нескольких административно-территориальных единиц, может оказывать значительное влияние на уровень конкуренции в секторе розничной торговли продовольственными товарами по всей республике, а также диктовать невыгодные условия сотрудничества поставщикам продовольственных товаров.

В связи с этим подготовлен проект Указа, которым субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, доля которого в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в Республике Беларусь за предыдущий финансовый год превышает 15 процентов, признается занимающим доминирующее положение на товарном рынке розничной торговли продовольственными товарами.

На таких субъектов торговли, занимающих доминирующее положение, распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением, установленные статьей 18 Закона, независимо от территории (Республика Беларусь или ее часть).

В отношении названных субъектов проектом Указа предусматривается:

  1. обязанность самостоятельно рассчитать свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах Республики Беларусь за предыдущий финансовый год (далее – доля) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, и не позднее 5 дней после опубликования на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь в сети Интернет официальной статистической информации о розничном товарообороте продовольственных товаров за год направить информацию о размере доли в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
  2. обязанность разместить на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет правила торговой практики, согласованные с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, и обеспечивать их соблюдение;
  3. размещать на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет перечень аффилированных лиц, с которыми заключен договор на поставку товаров субъекту торговли, занимающему доминирующее положение.

Кроме того, субъекту торговли, занимающему доминирующее положение, при заключении и (или) исполнении договора, предусматривающего поставку продовольственных товаров, а также взаимосвязанных сделок, запрещается:

  1. навязывание обязательств поставщика (производителя) продовольственных товаров, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети или крупные магазины (далее для целей настоящего Указа – поставщик товаров) по участию в скидках, акциях, оказанию услуги по продвижению товаров;
  2. установление условий о возможности в одностороннем порядке расторгнуть договор без каких-либо обоснованных причин;
  3. установление обязательств поставщика товаров по возмещению затрат, не связанных с исполнением договора;
  4. установление обязательств поставщика товаров по выплате поощрительных платежей (бонусов, премий).

Сделка, совершенная с нарушением указанных запретов, ничтожна.

Проектом Указа определены также особенности при осуществлении рекламной деятельности субъектом торговли, занимающим доминирующее положение. Размеры призовых фондов рекламных игр в проекте Указа определены с учетом правоприменительной практики и контроля за проведением рекламных игр на территории Республики Беларусь.

Кроме того проектом Указа предусматривается административная ответственность на нарушение его норм.

Также, исходя из правоприменительной практики, для оперативного выявления и пресечения нарушений субъектом торговли, занимающим доминирующее положение, антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, законодательства в области торговли, общественного питания, защиты прав потребителей, о рекламе предусматривается полномочие Министра антимонопольного регулирования и торговли, его заместителей на назначение внеплановых проверок соблюдения субъектом торговли, занимающим доминирующее положение, указанного законодательства независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.

Наши партнеры

Есть предложения - пишите!

Связаться с АКИТ

+375 17 3601531

inbox@akit.by

Адрес

220089, г. Минск, ул. Шатько, д. 43