23 апреля состоялось рабочее совещание у заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь с участием представителей Государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»

23 апреля состоялось рабочее совещание у заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Смирнова Виталия Алексеевича с участием представителей Государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»

На встрече были обсуждены поднятые вопросы АКИТ, связанные со вступлением в силу 1 апреля 2019 года пункта 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. N 979 «Об установлении на 2019 год размеров расходования средств, поступающих от юридических лиц и размеров компенсации юридическим лицам расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки», - следование которому привело к трехкратному увеличению размеры платы, вносимой производителями и поставщиками за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.

При этом в Постановлении не учитывается возможность согласования стоимости оплаты за утилизацию в зависимости от размера упаковки, веса и стоимости товара. В результате, оплата за дорогостоящий малогабаритный товар за утилизацию выше, чем объемный, но не дорогой товар, при упаковке которого использовано во много раз больше материалов, подлежащих утилизации.

По мнению руководства отраслью жилкомунхоза диспропорция в размере утилизационного сбора вызвана тем, что, например, смартфоны, несмотря на их низкий вес, требуют больше затрат на утилизацию и преработку, чем у, например, холодильников.

Холодильники содержат в своем составе больше металлов (будут использованы вторично после переработки) и требуют меньше затрат на разбор.

Кроме того, особо отмечено, что импортёры не осуществляют по своей инициативе, несмотря на имеющуюся возможность, самостоятельный сбор отходов. Сделан вывод о том, что импортерам выгоднее уплачивать утилизационный сбор.

С данными выводами нельзя согласится. Цифры говорят о том, что есть смартфоны массой 180 грамм, массой упаковки 230 грамм при контрактной стоимости импортера 183 рубля. При этом размер за организацию сбора, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки (далее - утилизационный сбор) составляет 6 рублей . При этом есть смартфоны массой 177 грамм, массой упаковки 231 грамм при контрактной стоимости импортера 1656 рублей, где размер утилизационного сбора составляет 50 рублей.

В качестве примера для сравнения также можно привести телевизор массой 6,5 килограммов, массой упаковки 500 грамм при контрактной стоимости импортера 400 рублей - размер утилизационного сбора составляет 50 рублей. При этом телевизор массой 6,2 килограмма, массой упаковки 1,2 килограмма при контрактной стоимостью импортера 856 рублей - размер утилизационного сбора составляет 26 рублей.

Показательный пример, это стиральные машины в массе из 59 кг. Масса же противовесов из бетона составляет 40 килограмм (не подлежат вторичной переработке) и при 3 кг картонной упаковки, стоимость утилизационного сбора составляет 36 рублей.

Это свидетельствует об “огульном” подходе при установлении утилизационного сбора без учета категории, массы товара, характра и массы упаковки.

По поводу того, что импортёры не осуществляют по своей инициативе, следует заметить, что действующая система обеспечивает лишь 15% включения организаций в данный процесс сбора вторичных отходов.

Это говорит о том, что существующая система фактически нерабочая.

Полагаем, что необходимо изменить подходы как с системе взыскания утилизационного сбора, так и к системе сбора отходов юридическими лицами и гражданами, создать такие условия, когда данная система заработает.

Наши партнеры

Есть предложения - пишите!

Связаться с АКИТ

+375 17 3601531

inbox@akit.by

Адрес

220089, г. Минск, ул. Шатько, д. 43