Введение обязательной регистрации мобильных устройств в Республике Беларусь

Рынок мобильных устройств занимает важную нишу в национальной экономике Республики Беларусь. Данный рынок связан с оборотом значительных денежных средств и, как следствие, позволяет пополнять бюджет за счёт налоговых платежей. В то же время во всем мире, и в Республике Беларусь в том числе, существуют следующие проблемы:

  1. высокая доля контрафактных и контрабандных мобильных устройств;
  2. недобросовестная конкуренция, при которой импортёры и продавцы «нелегальных» мобильных устройств получают конкурентное преимущество на рынке;
  3. обман потребителей;
  4. высокий процент хищений мобильных устройств, среди преступлений против собственности.

Для решения выше обозначенных проблем необходимо усиление контроля со стороны государства. Решением может послужить внедрение обязательной регистрации мобильных устройств в Республике Беларусь. В настоящий момент механизм, который позволил бы достичь указанных целей, в Республике Беларусь отсутствует. Нелегально ввезённые на территорию государства мобильные устройства (в частности, телефоны) практически невозможно отследить, в связи, с чем их оборот образует так называемый «теневой» сектор экономики, находящийся вне зоны государственного контроля.

Наглядно можно рассмотреть следующий пример. По данным сетевых операторов за сентябрь 2017 – сентябрь 2018 общий объём первичных активаций устройств iPhone в сетях операторов Республики Беларусь составил более 305 000 единиц. Из них доля «серого» импорта составила 230 000 мобильных устройств (т.е. 75 % от всего импорта). Усреднённая цена импорта устройств «iPhone 8» и «iPhone X», образовавших 80 % от всего рынка мобильных телефонов iPhone в Республике Беларусь, составила за указанный период 787 долларов США без учёта НДС. Таким образом, «серый» импорт за обозначенный период по экспертным оценкам составил около 181 010 000 долларов США. С данных сумм в бюджет недопоступил ввозной НДС на сумму около 36 202 000 долларов США.

Что нужно сделать для минимизации проблем с контрафактными мобильными устройствами?

Необходимо вввести обязательную регистрацию мобильных устройств по идентификационному коду на территории Республики Беларусь. Проверка на предмет контрафактного товара будет осуществляться ещё на этапе ввоза импортёром мобильных устройств на территорию государства. Таможенные органы будут осуществлять проверку мобильных устройств относительно их оригинальности (т.е. наличия подлинного IMEI) и запрещать ввоз неоригинальной продукции на территорию государства. Помимо этого, в случае утери или кражи мобильного устройства при помощи идентификационного кода возможным станет и блокировка мобильного устройства для препятствия утечки личной информации абонента.

Международный опыт

Во многих странах вводится система контроля абонентских устройств по номеру IMEI. Такая система внедрена в следующих странах: Франция, Нидерланды, Великобритания, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Швеция, Ирландия, Норвегия, Австралия, США, Индия, ЮАР, Узбекистан, Турецкая Республика и др. В указанных странах система контроля абонентский устройств зарекомендовала себя с положительной стороны. Так, благодаря внедрению этой системы в Турецкой Республике за период с 2006 по 2010 гг. уровень краж мобильных телефонов снизился на 95 %, а в бюджет за счёт налоговых и таможенных платежей поступило на 10,5 млрд. долларов США больше, чем обычно. В Австралии за время использования системы удалось обеспечить возврат каждого четвертого утраченного или похищенного мобильного устройства их владельцам (собственникам). А по данным английского Форума по борьбе с преступностью в мобильной индустрии (MICAF) регистрация телефонов по IMEI позволила сократить количество хищений мобильных устройств как минимум на 20 %. Эти данные подтверждают положительный опыт внедрения системы регистрации мобильных устройств в иных странах.

Какой результат ожидается после реализации данного проекта:

  1. Сокращение контрафактной продукции на рынке. Регистрация по IMEI позволяет выявить мобильные устройства с «нулевыми», пустыми или дублированными IMEI для выбраковки таких устройств. В последующем это должно поспособствовать замене контрафактных мобильных устройств оригинальными мобильными устройствами.
  2. Сокращение числа хищений мобильных устройств, повышение уровня раскрываемости таких преступлений. Введение регистрации мобильных устройств должно увеличить эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также расширить возможности правоохранительных органов в области идентификации и контроля отслеживания мобильных устройств.
  3. Ограничение контрабанды. Система позволит сократить случаи нелегального ввоза мобильных устройств для целей их реализации на территории Республики Беларусь.
  4. Противодействие террористической деятельности. Регистрация по IMEI наряду с иными используемыми механизмами позволит увеличить возможности по идентификации пользователей мобильных устройств, что должно поспособствовать повышению эффективности мероприятий, направленных на обеспечение национальной безопасности.
  5. Обеспечение добросовестной конкуренции на оптовом и розничном рынках реализации мобильных устройств. Импортёры и продавцы контрафактной продукции получают необоснованное конкурентное преимущество перед лицами, которые осуществляют ввоз на территорию Республики Беларусь легальными путями оригинальной продукции. Регистрация по IMEI позволит государству более эффективно осуществлять политику в области конкуренции. Указанное создаст более благоприятный климат для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечит стабильность развития национальной экономики.
  6. Увеличение поступлений в бюджет. Система контроля позволит увеличить поступления в бюджет за счёт сокращения сектора «теневой экономики», т.е. за НДС.
  7. Защита интересов пользователей мобильных устройств. Система контроля мобильных устройств позволит пользователям через централизованную систему (базу данных) проверить приобретаемый продукт на предмет его оригинальности и легальности. Указанное позволит избежать ситуаций, когда пользователям отказывают в сервисном обслуживании из-за того, что приобретенное мобильное устройство оказывается неоригинальным, а также позволяет заинтересованным пользователям приобрести сертифицированный продукт. Также система контроля включает в себя возможность заблокировать утраченное или похищенное мобильное устройство, что способствует защите персональных данных пользователей, предотвращает возможность несанкционированного использования и перепродажи мобильных устройств.
  8. Защита субъектов хозяйствования. За счёт очищения рынка от «серых» субъектов увеличится прибыль организаций(ИП), легально ввозящих на территорию Республики Беларусь оригинальную продукцию и (или) реализующих указанную продукцию.
  9. Дополнительный доход государства от платежей за осуществление регистрации мобильных устройств.
  10. Ограничение незаконной предпринимательской деятельности физических лиц по перепродаже мобильных устройств.

Наши партнеры

Есть предложения - пишите!

Связаться с АКИТ

+375 17 3601531

inbox@akit.by

Адрес

220089, г. Минск, ул. Шатько, д. 43